Направления поисково-иссследовательской деятельности музея:
1. История происхождения и этимология названия Мамашира.
Когда была основана деревня Мамашир – точно не известно. Сведения по этому вопросу до наших дней не сохранились. В ходе исследования ознакомились с работой М.Г.Худякова, известного историковеда. Изучили публикации исследователей, таких, как И.А.Износков, Н, А, Спасский, Д.Н.Корсаков, И.Н.Смирнов, а также из современных - А.Х.Халикова, Г.А.Сепеева, В.К.Кельмакова, И.Г.Мухаметшина, Л.Ш.Арсланова и других.
Также в школьном музее этнографии хранятся самые древние по возрасту интересные экспонаты. Это бивни и часть позвоночной кости мамонта. Бивни были найдены в отдельности в разное время на берегу реки Бурец.
2. Исторические места и памятники. Мамашир богат историческими местами и памятниками. Музей собрал информацию о них, изучил, сфотографировал и оформил в музее экспозицию, альбомы. Некоторые из них:
Надгробные камни. Возле деревни расположено кладбище. Первой захороненной усопшей была жена Мухамматшарифа (основателя деревни) Фатима.
В кладбище есть ещё два памятника эпиграфии, относящиеся к 17 векам. Об этих памятниках пишет в своей работе Юсупов Г.В.: “... в том числе надгробия д. Мамаширово составляют особый стиль надгробных камней второй половины 17 века.” В верхней части камней вырезаны национальные узоры, после них философские фразы Ислама о нашем и вечном мирах. За ними следуют сведения об умершем: имя и дата его смерти. Первый камень поставлен в 1884 году Мухаммаду Тиландже углы, второй – в 1885 году Бикташ Хафизу, Урсай суфи углы. А мастером, выразившим камни, являлся Мухаммед Ишмән углы.
Арлар кирэмэте.Если взглянуть на исторические карты, относящиеся к древним временам, например: на карту Антония Дженкинсона (1562г.), «Хазарский каганат в Х веке» (по Гумилёву Л.Н.), «Киевская Русь и его соседи в 10 – 13вв.» (по Рыбакову Б.А.) , «Карта Восточной Европы в 15 – 16вв.» (по Худякову М .Г.), то можно увидеть, что на территории нынешней нашего района проживали черемисы (мари). Вот что пишет по этому поводу историк, М.Худяков в своей работе «Очерки по истории Казанского ханства»: « Целый ряд татарских селений в пределах Бурецкого района (волости Сардыкбашская и Кошкинская) имеет жителями отатарившихся вотяков и черемис, принявших мусульманство и татарский язык в эпоху Казанского ханства».
По словам некоторых старожилов, в далёком прошлом на месте сегодняшней улицы Мамашира «Югары оч» действительно жили черемисы. Деревня называлась «Тюненгир» или « Тунигер». И сейчас иногда, жившие по соседству марийцы так называют нашу деревню . Мы определили, что компонент «энгер» - на языке финно – угоров означает слово «речка» или «ручей». А формант тюр – тур означает «край», «берег» или можно отнести к удмуртскому звукоподражательному слову тёр «падающая струйка жидкости», т.е. « река,текущая струйками, может быть, пенистая река»,а ещё может быть , формант тун/туник – «молодая поросль лиственного леса». От всего этого получается , что название означает «берег реки, река в лесу» и т.п. Когда на эти земли стали переселяться наши предки ,они вытеснили коренных жителей. Но существует мнение , что от них в Мамашире осталось кладбище, место захоронения, получившее у жителей деревни название «Арлар кирэмэте». Кладбище находится приблизительно у речки между улицами « Югары оч» и «Аръяк урам».
Бай тавы. Есть в Мамашире горка, называемая «Бай тавы». От чего произошло название, и кто тут жил?
Старжилы Мамашира говорят, что между улицами «Югары оч» и «Тау башы», на горке, раньше был расположен дом бая. Действительно, здесь жил Нигматулла бай Абдуллин. Дом у него был очень большой: двухэтажный, нижняя часть – из камня, а верхняя часть – из дерева. Кроме дома, у него было много амбаров, дом для гостей, колодец, мельница, несколько магазинов, большой яблоневый сад и огород, 6 коней и т.п.
Сам Нигматулла бай был купцом 2 гильдии, занимался торговлей и ездил на ярмарки. И говорят, что был такой образованный, что мог даже разговаривать с самим царём. Он содержал бурлаков, так как у него были свои баржи. У него были 2 жены: Эсма и Бикэ, но детей не было, и когда умерла его сестра и её дети остались сиротами, он взял их к себе на воспитание. Их было трое: Закир, Шакир и Сабир. Но в дальнейшем остался только Закир, а остальные разъехались. В годы Советской власти они подверглись раскулачиванию и отсылке из деревни. А дом бая использовали в разных целях: здесь располагались сельский совет, медпункт и др.
Изгелэр зираты. Деревня Мамашир граничит с Кировской областью. И у дороги, ведущей в Мамашир, первой встречается маленькая деревня Янгулово. Чуть не дойдя до деревни, есть кладбище, не имеющее ничего общего с сегодняшними жителями Янгулово. В прошлом деревню эту основали татары, а кладбище принадлежит им. Старожилы Мамашира говорят, что когда татары переселились в деревню Маскара (Ишменево), марийцы переселились в Янгулово. Вот таким образом теперь здесь живут только они.
А в кладбище похоронены святые люди, значит, исламские добродетели, от этого и осталось название «Изгелэр зираты». Среди них упоминают видных лиц того времени – отца меллы Ибрахима бине Хужаш. Мелла Ибрахим бине Хужаш вместе с ахуном Мохэммэдрэхимом путешествовали на Кавказ и получили образование от меллы Гали эфэнде Эш – Ширвани и других знатных высокообразованных лиц. Вернувщись в 1780 году в родные края, мелла Ибрахим бине Хужаш служил имамом сначала в деревне Утар, потом – в Яна Кишете. Существуют мнения, что здесь ещё похоронены сам Мохэммэдрэхим ахун и мелла Габдулла бине Яхъя бине Мэхмуд бине Мэксуд бине Солэйман Эл – Чиртуши. В деревне Янгулово когда –то жил мелла Мэсгут бине Мохэммэт, который был наставником многих других имамов. После смерти, он также был похоронен здесь, в кладбище « Изгелэр зираты».
Среди воспоминаний, записанных от жителей Мамашира, встречаются сведения, что здесь похоронены турки, попавшие в плен во время военных действий. Но эти сведения ничем не доказаны и не обоснованы. Но вопреки этому отрицанию, произошло одно событие: в 1993 году, в дни Ураза – байрама, гости из Турции совершили молитву в кладбище «Изгелэр зираты».
Электрическая станция. В 1957 году в Мамашире начинает работать электрическая станция. Она работала на дизельном двигателе. Первыми начавшими здесь работу были Гильманов Гарифулла и его помощник Гильмутдинов Гафур. Станция снабжала электричеством всю деревню. Сначала был заключён контракт с Казанским «Сельэлектростроем». В это время в колхозе было 5 автомашин, и все они были втянуты в это дело. Здание построили из камня, а внутри оставили трактор (т – 54). Свет давали с 4 –х утра до 11 – и вечера, перед выключением 3 раза просигналили, а потом выключали. Каждому хозяйству разрешалось пользоваться двумя – тремя лампочками (точками). Станция работала до 60 –х годов.
3. Выдающиеся земляки- сложившие на свои плечи судьбу Родины, творящие только добрые дела, прославившие своими поступками и делами наших сел. Взяв в наследство великий образец способности старших поколений, переданного из поколения в поколение, они все еще рождались и прославлялись, хотя эти поколения годами и менялись. Среди них есть Герои труда и войны:
Гильмутдин Идрисов – Герой Социалистического Труда;
Нигматзянова Файма – Лауреат Государственной премии СССР;
Гафият Гарифуллин – Заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР;
Рифа Харрасова – поэтесса, преподаватель КГУ, кандидат пед. наук;
Ирек Хадиев – научный сотрудник Национальной библиотеки РТ;
Айрат Абдуллин –кандидат технических наук, доцент;
Наумир Самигуллин – Отличник народного просвещения РФ;
Харрис Вагапов – Заслуженный учитель Татарстана;
Галимулла Гарифуллин – кавалер ордена Ленина, "Заслуженный работник с/х Татарстана";
Расим Шагеев – Отличник народного просвещения РФ, Заслуженный тренер РТ, награжден медалью «В память 1000 -летия Казани»;
Нигматуллин Шарифулла- участник пяти парадов Победы;
Исмагилов Махмут – член Союза художников Татарстана;
Нигматуллин Равил –лауреат Всесоюзной выставки молодых художников;
Музей изучил их славные жизненные пути, увековечил на стендах музея, составил альбомы, участвовал в конкурсах данной исследовательской работой и становился лауреатом конкурсов поисковых работ учащихся.
4. Народное творчество. У народа каждой национальности есть свои песни, музыкальные инструменты, своеобразные праздники. Они – вечные спутники, опора, радость и отрада этого народа. В них накоплены мудрость, чистосердечность, нравственность, красивые обычаи и всё лучшее. Поэтому невозможно представить будущее и судьбу народа без родного языка, национальных праздников, традиций и нравов. Сельчане с древних времён умели и работать, и вовремя отдыхать. Наш народ с древних времён богат произведениями с приключенческими сюжетами устного народного творчества. Среди них есть пословицы, поговорки, баиты, сказки, легенды, загадки. Они очень дорогое наследие для истории деревни. В них отражается прошлое, вера в будущее. Их музей также кропотливо собрал и изучил, составил альбом «Народное творчество Мамашира».
5.Обряды и обычаи, национальные праздники. В Мамашире среди старинных обычаев можно выделить омэ – помочи. Помогают друг – другу родственники и соседи во время сенокоса или строительства дома. Также помогают убирать урожай, накосить сено для скотины семьям, где оставались только женщины и дети. Помогают старым людям справиться с домашними делами. Осенью собираются на праздник «Каз омэсе». Поздней осенью наступает время забивать на зиму гусей, а с этими делами много хлопот: нужно ощипать и выпотрошить забитую птицу. Тогда хозяева собирают помощников для работы. Во дворе, полянке, возле избы собирается молодёжь, среди них – обязательно гармонист. С песнями, шутками дружно заканчивали это трудное дело. А потом хозяева угощают всех гусиным бялишом, блинами, лапшой.
Также у нас справляют праздник «Науруз». Он праздновался ещё в древности у тюркских и восточных народов каждый год 21 марта – в день весеннего равноденствия, праздник весеннего сева Сабантуй, осенний праздник «Сомбэлэ», Чэчэк бэйрэме, Жилэк бэйрэме. Кроме названных и описанных выше народных праздников, существуют такие, как «Килен тошеру», «Балага исем кушу».С 1992 г. религиозный праздник Курбан - байрам включен в официальный праздничный календарь РТ. Праздники также были изучены музеем.
6. Этнография Мамашира. Этнография Мамашира свидетельствует о его длительном и самобытном развитии.
Значительным было воздействие на формирование этнографии нашего края окружающего его с севера и запада финно- угорского мира – мари, удмуртов, мордвы и др..Этнографы считают, что многие особенности материальной и духовной культуры татарского народа развились именно под воздействием этого мира. Почти тысячу лет находятся в самом тесном контакте с русским народом и его предками татарский народ и его предки. Как отмечают исследователи, татары под влиянием русского народа «развили огородничество, переняли целый ряд предметов домашнего обихода и одежды: стулья, столы, вязаные чулки и др.».
Вместе с тем нельзя забывать и об обратном воздействии материальной и духовной культуры нашего народа и его предков на культуру других, вышеназванных народов.
7. Топонимика и антропотопонимика. Село Мамашир расположен на берегу реки Бурец. Река, изгибаясь и изгибаясь на своём пути, течёт к главному берегу– Вятке и является её правым притоком. В бассейне реки расположены до 30 деревень и сел. Точной формулировки и объяснения этимологии названия реки не существует. По этому вопросу рассматриваются две версии. Профессор Г.Саттаров в своей книге «Атамалар доньясына сэяхэт» подчёркивает, что название произошло от изгибов реки: « борылып, бормаланып» - бор, бор. А другую версию рассматривает Ф.Гарипова. В своей работе она относит название к этнониму «боре, буре». З.С.Шайхетдинов формант бир/бор связывает с финно-угорскими языками, и это означает слово «река».
Близ села и на краю ее существует множество речушек, озер. Например, «Дунгыз Елгасы» - приток реки Бурец. Речка течёт около свинофермы, поэтому так и называется. Через поле «Янык басуы» течёт маленькая река, а через «Алан басуы»- маленький ручей. Раньше здесь ночевали путники…
В Мамашире живут простые, чистые душой люди. Народ терпеливый, добродушный к чужим , и в горе, и в радости вместе. Вместе с тем, народ прямолинейный. Как в каждой деревне имеются прозвища, так Мамашир тоже не отчужден от этого. Прозвища даются в связи с какой-нибудь историей, веселым событием, характером данного человека. В Мамашире существует прозвище «Йомры». Оно охватывает целое поколение. Самый старший из них сегодня – Шэрифулла абый. Историю прозвища объясняет сам: «Однажды наш дед Шахиэхкэм вместе с соседом поехали на ярмарку в Малмыж. Дед купил дюжину чашек. Кармана у него, видимо, не было, и он сунул их за пазуху. Домой шли пешком. Когда подошли к мосту, одна чашка упала, но не разбилась, а покатилась в сторонку. Дед обрадовался: «Хотя и упал, но йомрым не разбился». (В Мамашире чашку называют диалектальным словом– «йомры»). Сосед, когда дошли до дома, рассказал всем. Отсюда и пошло прозвище и оно перешло на пятое поколение…
Живут в Мамашире ещё люди с прозвищами «Кукыр, Пэтрэч, Камай, Сукмай, Чукай, Чапай, Эблэй, Абытый и др. В деревне человек и его прозвище – явление не новое, а принято как должное. Прозвища – это вестники истории, они обогащают наш язык.
8. История культуры, просвещения и религии. В конце 16 в. и в Мамашире была медресе-мечеть. В конце 18 столетия, в начале 19 го начинает формироваться татарское просветительство. Среди знатных просветителей есть учёный и просветитель Жамалетдин Бикташи – выходец из Мамашира. Его «Фазаилеш-шохур» была самой почитаемой книгой среди шакирдов медресе.
В Мамашире предоставляли свои услуги в основном две мечети. Но в некоторых источниках и воспоминаниях, записанных у жителей деревни, встречаются мысли, что мечетей было три.
В документах «Сведения о числе магометанских мектебе и медресе, находящихся в Малмыжском уезде Вятской губернии за 1899 год» указано, что в Мамашире работало одно медресе, преподавателем которого являлся Мулла Сэлэхетдин Абдулмазитов.
В имеющемся у нас документе «Дело …о рассмотрении проекта на постройку деревянной мечети в деревне Мамашир Малмыжского уезда» представлен план-проект мечети, план местности, фасад, а также протокол-постановление от сентября месяца 1905 года, подписанный архитектором, инженером и губернатором.
Первая светская школа в Мамашире открылась в 1918 году и располагалась в старом здании возле мечети. Сейчас его уже нет. В 1966 году начальная школа преобразовалась в восьмилетнюю. Укрепление материально – технической базы даёт возможность открытию в 1996 году средней школы. А в 1999 году в Мамашире открывается новая общеобразовательная школа, которая и в сегодняшний день выпускает учеников в жизненный путь. По этой теме были разработаны такие исследовательские работы, как: "История просвещения села Мамашир", "История медресе и мечетей" и др.
9. Жертвы политических репрессий. 1930 – е годы вошли в историю как период «Большого террора». В эти годы многие подвергались политическим репрессиям. Такое смутное время не обошло стороной и жителей нашей деревни. Заинтересованные их судьбой, музей начал собирать данные о них. Свою работу начали с того, что написали письма детям жертв репрессий, Республиканской прокуратуре, в редакцию «Книги Памяти». Появились данные о Шагиеве М., Шакурове С., Яхине Г., Мазитове Г. и других 8 человеках. Стали известны их судьбы, нашлись последние письма, фотографии.
10. Родники.Музей участвует в жизни села: несколько лет осуществляется социальный проект «Родники». Ремонтируются и очищаются деревенские родники, сажаются цветы вокруг них. Особенно в центре внимания исторический памятник села - родник «Мир чишмэсе».
Тел.: +7 (843) 64 36-6-12 Пн.-пт. с 9-00 до 16-00