Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

История просвещения

С потерей государственности татарский народ и его культура оказались в совершенно новой исторической ситуации. Не стало собственного государства, которое во многом определяло развитие культуры. Народ вынужденно оторвался от развития культуры, перестал быть главным социальным заказчиком и основным потребителем культурных ценностей. Таким образом, татарская культура находилась в исключительно сложных политических условиях. Естественным следствием стало усиление религиозного начала в жизни татарского народа как духовного фактора сохранения им своей самобытности. Роль культурной силы взяло на себя мусульманское духовенство. Ислам как религия подвергался гонениям, но это лишь увеличивало его притягательность для народа.

 Итак, развитие татарской культуры в 16-17 вв. в основном находилось в руках мусульманского духовенства. И в дальнейшем, культура - просвещение (в основном) , её история и история религии Мамашира  будет рассматриваться в тесном отношении. Это вполне логично, так как в течении нескольких веков духовенство в деревнях – муллы, муэдзины являлись более образованными людьми среди населения.
  В конце 16 в. и в Мамашире была медресе-мечеть. Ведение летописи – которая сгорела в 1929 году во время сильного пожара - этому доказательство.  
  Петровские реформы привнесли новые черты в татарскую культуру и общественную мысль во второй половине 18 в.. Среди мусульмански образованной части татарского общества усиливается интерес к светским наукам, литературе, просвещению.
  Толчком к переменам в татарской культуре стало появление у татар новых социальных групп - купечества, владельцев мануфактур. Прежнее состояние этой культуры, её исключительно  религиозное содержание уже не устраивали новые сословия. Культура должна была теперь отражать общественные изменения.
  Как известно, у татар школы в основном существовали при мечетях. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству произошло резкое сокращение количества мечетей. Лишь после тех же  реформ Екатерины 2 стали открываться новые мектебы (начальные школы), и медресе (средние школы). Этнограф И. И.Георги в книге «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, украшений» (1777) отмечал, что у татар во всякой деревушке «имеется особливая молебная храмина и школа».
  В конце 18 столетия, в начале 19 го начинает формироваться  татарское просветительство. Среди знатных просветителей есть учёный и просветитель Жамалетдин Бикташи – выходец из Мамашира. После получения относительного образования , его назначают муллой  в деревню Шадчи (ныне- Мамадышский район).Его, как и всех просветителей, интересовало и беспокоило будущее, образование народа. В основе этого лежала заботливость за будущее поколение. Его  «Фазаилеш-шохур» была самой почитаемой книгой  среди шакирдов  медресе. Им пользовались в качестве учебного пособия после «Иман шарты». Всё это доказывает  эрудированность, учёность Жамалетдин Бикташи.
 Духовные и культурные преобразования в русском мире в 19-нач. 20 вв. не могли не коснуться и татарской общественности. И в Мамашире растёт тяга к образованию.
 В Мамашире предоставляли свои услуги в основном две мечети. Первая мечеть, так называемая «Тубэн оч мэчете», была построена в 19 веке. Что касается точной даты, мнения также расходятся. Некоторые старожилы указывают 1850-1854 гг., а другие-1861 год. А построил её на свои средства Нигматулла бай. Мы привыкли вспоминать баев только с отрицательной стороны, а ведь они немало сделали  в свое время во благо народа.
    А что касается 2-й мечети, то она расположена на улице «Тау башы», так и называется «Тау башы мэчете». В это время бая уже не было в живых, и постройка легла на плечи жителей деревни. Поля Мамашира были уже очищены от деревьев: их всех вырубили, а леса, расположенные поблизости, относились помещику Волкову. Государственные леса находились около деревень Каксинвай, Коксинша Малмыжского района Кировской области. Оттуда - то и привозили бревна. Те, у кого сын учился в медресе, должны были 3 раза съездить за брёвнами на своей повозке.
   Развитию образования жителей Мамашира  способствовало Маскаринское медресе. Среди преподавателей – мулл был и выходец из Мамашира - мелла Гатаулла бине Габденнасыйр эл- Мэмэшири.
  В годы Советской власти большевики считали просвещение, обучение народа важнейшей задачей культуры. Во времена «культурной революции» первая советская школа в Мамашире открылась в 1918 году и располагалась в старом здании возле мечети. Сейчас его уже нет. Мальчики и девочки обучались вместе, а первыми учителями были Газизжамал апа и Габделбэр абый Нуришевы. Сведения о состоянии обучения сохранились в музее города Малмыжа. В волости в 27 школах первой ступени зарегистрирован  241 ученик. Одна из этих школ работала в Мамашире.
  Открываются курсы по ликвидации безграмотности – ликбезы. Вместе с детьми ходили и их родители, у всех было стремление к образованию.
  И в годы так называемого «застоя» в Мамашире не угасла духовная и культурная жизнь. В 1966 году начальная школа преобразовалась в восьмилетнюю. Укрепление материально – технической базы даёт возможность открытию в 1996 году средней школы. А в 1999 году в Мамашире открывается новая общеобразовательная школа, которая и в сегодняшний день выпускает учеников в жизненный путь.

Начальная школа-Мэчет-мэктэп

 Здание школы до 1999 г.

Коллектив школы 1980-х гг.

Коллектив школы в 1990-х гг.

Последний звонок

Коллектив школы в 2000-х гг.

Тел.: +7 (843) 64 36-6-12        Пн.-пт. с 9-00 до 16-00

Адрес: РТ, Кукморский р. с.Мамашир, Равиля Нигматуллина улица, д.14