Программа развития
школьного музея
Активизация гражданско-патриотического воспитания
через организацию эффективной деятельности школьного музея
Введение
В условиях формирования демократического общества и становления правового государства в нашей стране задача воспитания новой личности с активной гражданской позицией, способной к управлению делами общества, открытой к инновациям, обладающей правовой и политической культурой, является первоочередной. Современному российскому обществу нужны образованные высоконравственные граждане, способные нести ответственность за судьбу страны, способные сделать ее сильной процветающей державой. Только настоящему гражданину и патриоту под силу справиться с такой задачей. Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и развитие молодежи является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Решение задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания определено в Законе «Об образовании» РФ и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Задачи воспитания патриота и гражданина чётко определены в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».
В наши дни очень остро ощущается необходимость изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своего края, места, где ты родился и вырос. Несомненно, это играет огромную роль в воспитании духовности и формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. С любви к своей «малой родине», к месту, где все и всё знакомо тебе с детских лет, начинается любовь к Отечеству. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Музей – это очень важный элемент в нравственно-патриотическом воспитании школьников. Без знания своей истории, а именно истории не только нашей огромной страны, но своего родного края, невозможно воспитать настоящего культурного гражданина.
В сельской местности нередко бытует неправильный взгляд на свои истоки: прошлое может быть и есть у крупных городов с их достопримечательностями и знаменитыми людьми, а в деревне ничего этого не встретишь. Подобные взгляды – большое заблуждение. Везде, где живут и трудятся люди – будь то город или деревня, - есть и богатая история, и свои герои. Очень важна на сегодняшний день планомерная и систематическая краеведческая работа в школе, так как она расширяет кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя.
Поэтому актуальность темы программы «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности школьного музея» очевидна. Идея программы заключается в реставрации и совершенствовании экспозиций школьного музея, сделать ее открытой, общедоступной, чтобы дети в урочное и внеурочное время могли свободно изучать историю Малой Родины, вести исследовательскую деятельность. Работа предполагает не только создание музейных экспозиций, но и кропотливую работу с использованием многообразных форм деятельности школьников, включающую в себя поиск и сбор материалов в походах и экспедициях, проведение экскурсий, разработку туристических маршрутов, встречи с интересными людьми, запись их воспоминаний, организацию праздников, конкурсов, краеведческих конференций.
Программа «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности школьного музея» имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Она направлена на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном воспитательном пространстве; создание творческой среды самореализации одарённых и талантливых детей; на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Цель программы: приобщение учащихся к историческому и культурному наследию родного края, формирование на историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения основной цели программы:
- активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
- развитие творческих способностей;
- приобщение школьников к культуре предков, привитие чувства любви к родному краю;
-формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея;
- формирование у учащихся потребности участвовать в социально значимых акциях и мероприятиях;
- повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки, учителей и классных руководителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания, практической организации школьных музеев;
- распространение опыта организации школьного музея, музейной деятельности на муниципальном уровне.
Этапы реализации программы:
Наименование этапов, мероприятий Сроки начала и окончания Ожидаемые итоги
1 этап. Организационный.
2015-2016 уч.г. Увеличение доли учащихся и молодежи, интересующихся историей и культурой, историческими и природно-экологическими памятниками села, формирование бережного отношения к ним
2 этап. Основной.
2016-2019 уч. г. Увеличение доли учащихся и молодежи, занимающиеся поисково-исследовательской и проектной деятельностью
3 этап. Заключительный.
2019-2020 уч.г. Реставрация экспозиций школьного музея, приобщение к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через музейную педагогику, формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей,
воспитание чувства гордости к малой родине.
В результате реализации программы ожидается:
— вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности, сельской молодежи;
— обогащение содержания гражданско – патриотического воспитания;
— привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины;
— развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности;
— формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения;
— формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства;
— формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах.
Ход и итоги реализации программы будут освещаться в СМИ: в районной газете «Трудовая слава», на сайте образовательного учреждения, на сайте Управления образованием Кукморского муниципального района, на сайте села Мамашир.
Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности школьного музея
Школа в небольших населённых пунктах традиционно является не только образовательным, но и главным культурным центром. Особое место в системе воспитательной работы образовательного учреждения занимает школьный краеведческий музей. Музей МБОУ «СОШ с.Мамашир» Кукморского муниципального района был создан в результате целенаправленной поисково-исследовательской деятельности учащихся, совершивших многоразовые походы по родному края, изучивших памятники истории, культуры и природы, собравших документы о своих славных земляках. Под школьный музей отведена отдельная комната площадью 72 м². В 2004 году по итогам паспортизации ему было присвоено звание «Школьный музей». В 2014 году были подготовлены и сданы документы на перепаспортизацию.
Главными задачами школьного музея являются:
-сохранение исторической памяти у учащихся,
-развитие и укрепление связей между поколениями,
-воспитание чувства ответственности и любви к Малой Родине.
Работа в музее идет по нескольким направлениям:
- краеведческое: «История происхождения села», «Знаменитые земляки»;
- историческое: «Годы коллективизации», «История школы»;
- этнографическое: «Народное творчество»;
-военно-патриотическое: «Односельчане в Великой Отечественной войне».
Школьный музей является широкой площадкой для исследовательской деятельности. Школьники работают с подлинными документами, встречаются с ветеранами тыла, труда, пионерского движения и знаменитыми земляками. В этой работе они неожиданно для себя открывают новые факты. Под руководством педагогов дополнительного образования Центра внешкольной работы учащиеся средних и старших классов ведут поисково-исследовательские работы в рамках нескольких тем: «Война глазами детей», «Я знаю, где я живу», «Семейные реликвии», «Наставники».
В школьном музее проводятся вечера «У войны не женское лицо», «Школа вчера, сегодня, завтра», классные часы, лекции «Как «живут» экспонаты в музее?», «История народных костюмов», «Боевые грозовые», викторины, конференции. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, историковедения, этнографии, музееведения.
На сегодняшний день краеведческий музей сохраняет и приумножает свои колекции, собирает новые интересные и зачастую уникальные экспонаты, оживляющие краеведческую, военно-историческую, этнографическую, патриотическую работу.
Однако, за длительный период существования музея, некоторые экспозиции требуют переоформления и обновления.
Реализация программы призвана донести до умов и сердец юных ребят героические образы, высокие понятия, великие события отечественной истории. Школьникам необходимы героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Они должны ощущать сопричастность к истории своей страны, своей семьи, своего народа. Только тогда они начинают понимать свою ответственность за настоящее и будущее.
Ключевые идеи программы:
- содействовать формированию патриотизма, духовно-нравственных качеств, гражданско - правового мышления у участников воспитательного процесса;
- способствовать налаживанию сотрудничества педагогов, учащихся и их родителей, представителей общественности по освоению основных задач образования и применению их в социально значимой деятельности;
- содействовать работе органов детского самоуправления через создание Совета музея.
Основные направления реализации программы:
1. Поисково-исследовательская деятельность.
2. Учет и хранение фондов.
3. Экспозиционная деятельность.
4. Экскурсионная деятельность.
Поисково-исследовательская деятельность
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого они были ознакомлены с методикой сбора и фиксации материалов, прошли инструктаж о правилах работы в фондах музея, архивах и библиотеках, получили представление об основных путях сбора историко-краеведческого материала:
-планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
-экспедиционный сбор;
-прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
-проводить на базе музея совместную работу учителя и ученика по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
-обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
-пополнить экспонатами музейный фонд;
-создать фонд аудио и видеозаписей.
Основные формы работы, используемые в поисково-исследовательской деятельности:
1. Экспедиции по окрестным деревням и селам. Сбор краеведческого материала.
2. Переписка с интересными людьми-выходцами из сел нашего края, выпускниками школы.
3. Сбор информаций по истории края из периодической печати, научной и справочной литературы.
Учет и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы музея:
-создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
-правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
-правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
-точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
-организовать прием и выдачу музейных предметов;
-обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся является музейная экспозиция. Главная задача данного направления - способствовать повышению познавательного и эстетического уровня экспозиции. Для этого необходимо:
-освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
-учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
-использовать в работе выставки-передвижки;
-предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.
Еще предстоит обновление и совершенствование экспозиций, которые уже «постарели» в течение лет. Предусматривается создание отдельных экспозиций по проблемам «сложных» периодов.
Экскурсионная работа
Главная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
-продолжить обучение учащихся методам экскурсионной работы;
-проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции и др.;
-использовать материалы музея на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, технологии на уроках в начальных классах;
-организовать экскурсии на базе музея в рамках районных семинаров учителей.
Главный критерий повседневной работы музея- это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и значимость, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, а также на учителей и родителей.
Управление программой осуществляется советом музея, в состав которого входят: руководитель музея, учитель истории и краеведения, председатель местного Совета ветеранов, представители актива музея из числа учащихся.
Оценка эффективности и результативности программы «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности школьного музея»
Все ребята неоднократно бывали на различных мероприятиях музея. Особый интерес у учащихся вызывают экспозиции: «Военная слава», «Летопись школы» и «Интерьер крестьянской избушки». Все учащиеся рекомендуют посетить школьный краеведческий музей своим друзьям и знакомым. 15 человек систематически работают в музее, ещё 10 принимают участие в поисковой работе и проведении массовых мероприятий в музее. Все ребята с удовольствием идут в музей ещё раз. Посещение музея вызывает у большинства учащихся чувство гордости за свой народ, за свою Родину.
Участники краеведческого кружка, ребята, работающие в музее, не раз использовали его материал для написания различных творческих проектов, создании презентаций и т.д. Работа музея неоднократно отмечалась грамотами и благодарственными письмами, музей занимал призовые места в региональных и всероссийских конкурсах.
Деятельность нашего школьного краеведческого музея вышла за пределы школы, опыт работы распространяется на муниципальном и региональном уровне. На базе музея прошёл районный семинар краеведов «Традиции Кукморских селян». Статьи о работе музея не раз публиковались в районных и республиканских газетах. Создатели документального фильма из Москвы об учителе-личности Р.Нигматуллине, использовали материалы школьного краеведческого музея в работе над фильмом. В настоящее время опыт работы музея МБОУ «СОШ с.Мамашир» используется для разработки методических рекомендаций по работе школьных музеев.
Работа в рамках программы больше опирается на материал, который близок и понятен ученикам, на события, связанные с историей их семьи, их родных и близких, соседей и знакомых. Очень важно, чтобы ребята понимали, что история их семьи, их родного края неразрывно связана с историей всей нашей страны. Кроме того, необходимо всячески поощрять инициативу учащихся при решении организационных вопросов работы музея. Это способствует лучшему осмыслению ими задач и содержания своей деятельности, выработке навыков практической работы, пониманию сущности демократии, своих прав и обязанностей в обществе, формирует и развивает чувство ответственности за доверенный участок работы, прививает навыки коллективной и индивидуальной деятельности, социальной активности.
Заключение
Данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в нем в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация проекта оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине.
Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению родного края.
Сегодня в системе образования происходят кардинальные изменения необходимые для целенаправленной подготовки школьников к жизнедеятельности в информационном обществе. Работа учащихся в школьном краеведческом музее способствует решению задач:
1) переход от усвоения значимых объемов информации, накопленных при изучении какой-либо дисциплины, к овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
2) освоение навыков работы с любой информацией, с самыми разнородными данными и формирование на этой основе самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления.
Главной чертой образовательно-воспитательной деятельности школьного музея является то, что ребенок выступает здесь не как зритель и пассивный потребитель знаний, а как активный создатель, соавтор педагога, участник различных направлений деятельности музея.
Работа по реализации данной программы помогает сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.
Фонды музея пополняются новыми материалами, создается летопись школы, села, Книга Памяти жителей, собран интересный материал о легендах и преданиях нашего края.
Работая в музее, учащиеся постоянно чувствуют свою непосредственную связь с событиями прошлого, они начинают осознавать, что история их семей, их предков неразрывно связана с историей нашей страны.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Школьный краеведческий музей имеет большую потенциальную возможность формирования гражданско-патриотических начал и духовной культуры у детей.
Литература:
1. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М.: 2006.
2. Туманов В.Е. Наследие в школьном музее: Методическое пособие.- М.: 2011.
3. Туманов В.Е. Школьный музей: Методическое пособие. – Изд. второе, исправленное. – М.: 2003.
4. Хрестоматия «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики».
5. Школьное краеведение: программы, идеи, опыт // Наследие и современность: Информационный сборник Института наследия.- М.: 1995.
Приложение 1
Поисковые задания классам для организации работы музея
1. Собрать материал по теме «Дети войны».
2. Собрать материал о ветеранах войны и труда, проживающих в селе.
3. Собрать материал об истории нашего села.
4. Собрать материал об истории установления памятников на территории нашего села.
5. Собрать материал о выпускниках школы, воевавших в горячих точках.
6. Собрать материал о выпускниках школы, закончивших военные училища.
7. Собрать материал об учителях школы - ветеранах войны и труда.
8. Провести операцию «Милосердие» в рамках Вахты Памяти.
9. Провести благоустройство территории памятников павшим в селе.
10. Собрать материал на тему «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Тел.: +7 (843) 64 36-6-12 Пн.-пт. с 9-00 до 16-00