Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

 

Программа развития 

школьного музея

 Активизация гражданско-патриотического воспитания  

через организацию эффективной деятельности  школьного музея

 

Введение

    В условиях формирования демократического общества и становления правового государства в нашей стране задача воспитания новой личности с активной гражданской позицией, способной к управлению делами общества, открытой к инновациям, обладающей правовой и политической культурой, является первоочередной.   Современному российскому обществу нужны образованные высоконравственные граждане, способные нести ответственность за судьбу страны, способные сделать ее сильной процветающей державой. Только настоящему гражданину и патриоту под силу справиться с такой задачей.     Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и  развитие молодежи является  первостепенной  задачей современной образовательной системы и представляет собой важный  компонент  социального заказа для образования. Решение задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания определено в Законе «Об образовании» РФ  и  в национальной образовательной  инициативе «Наша новая школа». 
Задачи воспитания патриота и гражданина чётко определены  в программе   «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». 
 В наши дни очень остро ощущается необходимость  изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своего края, места, где ты родился и вырос.  Несомненно,  это играет огромную роль в воспитании духовности и формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.  Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. С любви к своей «малой родине», к месту, где все и всё знакомо тебе с детских лет, начинается любовь к Отечеству. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
      Музей – это очень важный элемент в нравственно-патриотическом воспитании школьников. Без знания своей истории, а именно истории не только нашей огромной страны, но своего родного края, невозможно воспитать настоящего культурного гражданина.
      В сельской местности нередко бытует неправильный взгляд на свои истоки: прошлое может быть и есть у крупных городов с их достопримечательностями и знаменитыми людьми, а в деревне ничего этого не встретишь. Подобные взгляды – большое заблуждение. Везде, где живут и трудятся люди – будь то город или деревня, - есть и богатая история, и свои герои. Очень важна на сегодняшний день планомерная и систематическая краеведческая работа в школе, так как она расширяет кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя.
Поэтому актуальность  темы программы   «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности  школьного музея»  очевидна. Идея программы заключается в реставрации и совершенствовании  экспозиций школьного музея, сделать ее открытой, общедоступной, чтобы дети в урочное и внеурочное время могли свободно изучать историю Малой Родины, вести исследовательскую деятельность. Работа предполагает не только создание музейных экспозиций, но и кропотливую работу  с использованием  многообразных форм деятельности школьников, включающую в себя поиск и сбор материалов в походах и экспедициях, проведение экскурсий, разработку туристических маршрутов, встречи с интересными людьми, запись их  воспоминаний, организацию праздников, конкурсов, краеведческих конференций. 
Программа  «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности  школьного  музея»  имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Она  направлена на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном  воспитательном пространстве; создание творческой среды самореализации одарённых и талантливых детей; на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Цель программы:  приобщение  учащихся  к историческому и культурному  наследию родного края,  формирование на историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения  основной цели программы:
- активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
- развитие творческих способностей;
- приобщение школьников к культуре предков, привитие чувства любви к родному краю;
-формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея; 
- формирование у учащихся потребности участвовать в социально значимых  акциях и мероприятиях;
- повышение  теоретического, научно-методического уровня подготовки, учителей и классных руководителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания, практической организации школьных музеев; 
- распространение опыта организации школьного музея, музейной деятельности на муниципальном уровне.
      
Этапы реализации программы:
Наименование этапов, мероприятий    Сроки начала и окончания    Ожидаемые итоги
1 этап. Организационный.
    2015-2016 уч.г.    Увеличение доли учащихся и молодежи, интересующихся историей и культурой, историческими и природно-экологическими памятниками села, формирование бережного отношения к ним
2 этап. Основной. 
    2016-2019 уч. г.    Увеличение доли учащихся и молодежи, занимающиеся поисково-исследовательской  и проектной деятельностью
3 этап. Заключительный.
    2019-2020 уч.г.    Реставрация  экспозиций школьного музея, приобщение к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через музейную педагогику,  формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, 
воспитание чувства гордости к малой родине.

В результате реализации программы ожидается: 
— вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности, сельской молодежи; 
— обогащение содержания гражданско – патриотического воспитания; 
— привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины; 
— развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности; 
— формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения; 
— формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства; 
— формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах. 
     Ход и итоги реализации программы будут освещаться в СМИ: в районной газете «Трудовая слава», на сайте образовательного учреждения, на сайте Управления образованием Кукморского муниципального района, на сайте села Мамашир.

 

Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности  школьного музея

Школа в небольших населённых пунктах традиционно является не только образовательным, но и главным культурным центром.    Особое место в системе воспитательной работы образовательного учреждения занимает школьный краеведческий музей. Музей МБОУ «СОШ с.Мамашир» Кукморского муниципального района был создан в результате целенаправленной поисково-исследовательской деятельности учащихся, совершивших многоразовые походы по родному края, изучивших памятники истории, культуры и природы, собравших документы о своих славных земляках. Под школьный музей отведена отдельная комната площадью 72 м². В 2004 году по итогам паспортизации ему было присвоено звание «Школьный музей». В 2014 году были подготовлены и сданы документы на перепаспортизацию.
      Главными задачами школьного музея являются: 
-сохранение исторической памяти у учащихся, 
-развитие и укрепление связей между поколениями, 
-воспитание чувства ответственности и любви к Малой Родине.
       Работа в музее идет по нескольким направлениям: 
- краеведческое: «История происхождения села», «Знаменитые земляки»;
- историческое: «Годы коллективизации», «История школы»;
- этнографическое:  «Народное творчество»;  
-военно-патриотическое: «Односельчане в Великой Отечественной войне».
       Школьный музей является широкой площадкой для исследовательской деятельности. Школьники работают с подлинными документами, встречаются с ветеранами тыла, труда, пионерского движения и  знаменитыми земляками. В этой работе они неожиданно для себя открывают новые факты. Под руководством педагогов дополнительного образования Центра внешкольной работы учащиеся средних и  старших классов ведут поисково-исследовательские работы в рамках нескольких тем: «Война глазами детей», «Я знаю, где я живу», «Семейные реликвии», «Наставники».
       В школьном музее проводятся вечера «У войны не женское лицо», «Школа вчера, сегодня, завтра», классные часы, лекции «Как «живут» экспонаты в музее?», «История народных костюмов», «Боевые грозовые», викторины, конференции. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, историковедения, этнографии, музееведения.
        На сегодняшний день краеведческий музей сохраняет и приумножает свои колекции, собирает новые интересные и зачастую уникальные экспонаты, оживляющие краеведческую, военно-историческую, этнографическую, патриотическую работу.
        Однако, за длительный период существования музея, некоторые экспозиции требуют переоформления и обновления.
        Реализация программы призвана  донести до умов и сердец юных ребят героические образы, высокие понятия, великие события отечественной истории. Школьникам необходимы героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм.  Они  должны ощущать  сопричастность к истории своей страны, своей семьи, своего народа.  Только тогда они начинают понимать свою ответственность за настоящее и будущее.
Ключевые идеи программы:
- содействовать формированию патриотизма, духовно-нравственных качеств, гражданско - правового мышления у участников воспитательного процесса;
- способствовать налаживанию сотрудничества педагогов, учащихся и их родителей, представителей общественности по освоению основных задач образования и применению их в социально значимой деятельности;
- содействовать работе органов детского самоуправления через создание Совета музея.
Основные направления реализации программы:
1.    Поисково-исследовательская деятельность.
2.     Учет и хранение фондов.
3.     Экспозиционная деятельность.
4.     Экскурсионная деятельность.
Поисково-исследовательская деятельность
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого они были  ознакомлены  с методикой сбора и фиксации материалов, прошли инструктаж  о правилах работы  в фондах музея, архивах и библиотеках, получили представление об основных путях сбора историко-краеведческого материала:
-планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
-экспедиционный сбор;
-прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
-проводить на базе музея совместную работу учителя и ученика по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
-обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
-пополнить экспонатами музейный фонд;
-создать фонд аудио и видеозаписей.
Основные формы работы, используемые в поисково-исследовательской деятельности:
1.    Экспедиции по окрестным деревням и селам. Сбор краеведческого материала.
2.     Переписка с интересными людьми-выходцами из сел нашего края, выпускниками школы. 
3.      Сбор информаций по истории края из периодической печати, научной и справочной литературы.
Учет и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы музея:
-создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
-правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
-правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
-точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
-организовать прием и выдачу музейных предметов;
 -обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся является музейная экспозиция. Главная задача данного направления - способствовать повышению познавательного и эстетического уровня экспозиции. Для этого необходимо:
-освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
-учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
-использовать в работе выставки-передвижки;
-предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. 
Еще предстоит обновление и совершенствование экспозиций, которые уже «постарели» в течение лет. Предусматривается создание отдельных экспозиций по проблемам  «сложных» периодов.

Экскурсионная  работа
Главная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
-продолжить обучение учащихся методам экскурсионной работы;
-проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции и др.;
-использовать материалы музея на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, технологии на уроках в начальных классах;
-организовать экскурсии на базе музея в рамках районных семинаров учителей.
Главный критерий повседневной работы музея- это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и значимость, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, а также на учителей и родителей.
Управление программой осуществляется советом музея, в состав которого входят: руководитель музея, учитель истории и краеведения, председатель местного Совета ветеранов, представители актива музея из числа учащихся.

Оценка эффективности и результативности  программы «Активизация гражданско-патриотического воспитания через организацию эффективной деятельности  школьного музея» 
Все ребята неоднократно бывали на различных мероприятиях музея. Особый интерес у учащихся вызывают экспозиции:  «Военная слава», «Летопись школы» и «Интерьер крестьянской избушки». Все учащиеся  рекомендуют посетить школьный краеведческий музей своим друзьям и знакомым.  15 человек систематически работают в музее, ещё 10 принимают участие в поисковой работе и проведении массовых мероприятий в музее. Все ребята с удовольствием идут в музей ещё раз. Посещение музея вызывает у большинства учащихся чувство гордости за свой народ, за свою Родину. 
Участники краеведческого кружка, ребята, работающие в музее, не раз использовали его материал для написания различных творческих проектов, создании презентаций и т.д. Работа музея неоднократно отмечалась грамотами и благодарственными письмами, музей занимал призовые места в региональных и всероссийских конкурсах. 
Деятельность нашего школьного краеведческого  музея вышла за пределы школы, опыт работы распространяется на муниципальном  и региональном уровне. На базе музея прошёл районный семинар краеведов  «Традиции Кукморских селян». Статьи о работе музея не раз публиковались в районных и республиканских газетах. Создатели документального фильма из Москвы об учителе-личности Р.Нигматуллине,  использовали  материалы  школьного краеведческого музея в работе над фильмом. В настоящее время опыт работы музея МБОУ «СОШ с.Мамашир»  используется для разработки  методических рекомендаций по работе школьных музеев.
Работа в рамках программы  больше опирается на материал, который близок и понятен ученикам, на события, связанные с историей их семьи, их родных и близких, соседей и знакомых. Очень важно, чтобы ребята понимали, что  история их семьи, их родного края неразрывно связана с историей всей нашей страны. Кроме того, необходимо всячески поощрять инициативу учащихся при решении организационных вопросов работы музея. Это способствует лучшему осмыслению ими задач и содержания своей деятельности, выработке навыков практической работы, пониманию сущности демократии, своих прав и обязанностей в обществе, формирует и развивает чувство ответственности за доверенный участок работы, прививает навыки коллективной и индивидуальной деятельности, социальной активности. 


Заключение


 Данная программа  открывает  широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в нем в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация проекта оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине.
Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению родного края.  
Сегодня в системе образования происходят кардинальные изменения необходимые для целенаправленной подготовки школьников к жизнедеятельности в информационном обществе. Работа учащихся в школьном краеведческом музее способствует решению задач:
1) переход от усвоения значимых объемов информации, накопленных при изучении какой-либо дисциплины, к овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно; 
2) освоение навыков работы с любой информацией, с самыми разнородными данными и формирование на этой основе самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления.
Главной чертой образовательно-воспитательной деятельности школьного музея является то, что ребенок выступает здесь не как зритель и пассивный потребитель знаний, а как активный создатель, соавтор педагога, участник различных направлений деятельности музея.
Работа по реализации данной программы помогает сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего  народа, материальной и духовной культуре.
Фонды музея пополняются новыми материалами, создается летопись школы, села, Книга Памяти жителей, собран интересный материал о легендах и преданиях нашего края. 
Работая в музее, учащиеся постоянно чувствуют свою непосредственную связь с событиями прошлого, они начинают осознавать, что история их семей, их предков  неразрывно связана с историей нашей страны.
 Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Школьный краеведческий музей имеет большую потенциальную возможность формирования гражданско-патриотических начал и духовной культуры у детей. 

  

Литература:


1.    Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М.: 2006.
2.    Туманов В.Е. Наследие в школьном музее: Методическое пособие.- М.: 2011.
3.    Туманов В.Е. Школьный музей: Методическое пособие. – Изд. второе, исправленное. – М.: 2003.
4.    Хрестоматия «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики». 
5.    Школьное краеведение: программы, идеи, опыт // Наследие и современность: Информационный сборник Института наследия.- М.: 1995.

 

 

Приложение 1


Поисковые задания классам для организации   работы музея


1.    Собрать материал по теме «Дети войны».
2.    Собрать материал о ветеранах войны и труда, проживающих в селе.
3.    Собрать материал об истории нашего села.
4.    Собрать материал об истории установления памятников на территории нашего села.
5.    Собрать материал о выпускниках школы, воевавших в горячих точках.
6.    Собрать материал о выпускниках школы, закончивших военные училища.
7.    Собрать материал об учителях школы - ветеранах войны и труда.
8.    Провести операцию «Милосердие» в рамках Вахты Памяти.
9.    Провести благоустройство территории  памятников павшим в селе.
10.    Собрать материал на тему «Великая Отечественная война  в истории моей семьи».

Тел.: +7 (843) 64 36-6-12        Пн.-пт. с 9-00 до 16-00

Адрес: РТ, Кукморский р. с.Мамашир, Равиля Нигматуллина улица, д.14