Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
История музея
   Краеведческий музей был создан по приказу №70 – 02 от 5 апреля 2004 года. Музей получил   Паспорт школьного музея - Свидетельство № 475 РТ. 
  Руководитель музея-Насибуллина Танзиля Дамировна, учительница истории, руководитель детского объединения "История родного края". Многогранна работа  музея: проведение уроков по истории и экскурсий, организация встреч со знатными людьми края, постоянное проведение выставок материалов фондов, подготовка экскурсоводов, подготовка сообщений, выпуск стенгазеты, переписка со знаменитыми людьми края и учеными и др. Музей является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной деятельности школы: создает огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися. Столь трудная в гуманитарных дисциплинах проблема предметности, доказательности получает материальную базу в виде подлинников.
   Музей является центром воспитательной работы школы. Цели работы музея:
1.    Воспитание чувств ответственности за благополучие своей Родины, чувств патриотизма.
2.    Изучение истории своего края.
3.    Вовлечение учащихся к исследовательской деятельности.
Профилем работы школьного музея является историческое краеведение. Основной темой поисково–исследовательской работы является история и этнография населенного пункта и края.
Задачами школьного музея являются:
1. Охрана и пропаганда подлинных памятников путем выявления, сбора и хранения музейных предметов;
2.  Осуществление воспитательной  и образовательной работы музейными средствами; 
3.  Организация культурно – методической и иной деятельности, разрешенной законом;
4.  Развитие детского самоуправления.
   Для достижения поставленных целей и задач разработана тематика по каждой экспозиции и методика работы с детьми. Материал для рассказа экскурсоводы разрабатывают самостоятельно, используя различные литературные источники. Руководитель музея корректирует  материал.  На каникулы учащиеся получают конкретные задания. Растут дети и подрастает содержание их выступлений.
   Музей  ведет деятельность на основании Положения музея.

Внутришкольная работа музея:
   Краеведческий музей проводит разнообразную работу в масштабе школы: обеспечивает организацию вечеров и викторин, конференций и выставок материалов фондов, использование экспонатов музея на уроках и привлечение экскурсоводов к проведению краеведческих бесед на классных часах, оказывает помощь в организации краеведческой работы в классах.

Внешкольная краеведческая работа музея:
    Не менее насыщена краеведческая работа музея и вне школы: организация экскурсий, экспедиций, и походов по местам боевой и трудовой славы, оказание помощи  в организации краеведческой работы в районе, охрана памятников истории и культуры, уход за могилами погибших в годы Великой Отечественной войны, участие в различных слетах, конференциях юных краеведов района, республики. 
    Совет музея состоит из 8 человек. 4 из них-педагоги, а 4-учащиеся. Также членом совета является научный сотрудник Национальной библиотеки РТ Хадиев И.Г. 
    Музей находится в здании  школы.  Общая площадь музея–49 м².  

    Справедливо утверждение о том, что фонды музея – его богатство, а экспозиция – его лицо.
Разделы экспозиции следующие:
1.    Этнографический раздел:
- Откуда произошла деревня? 
- Археологические экспонаты;
- Интерьер  крестьянской избушки;
- Предметы быта; 
2.    Годы коллективизации.
3.    Односельчане в Великой Отечественной войне.
4.    Знаменитые земляки.
5.    Народное творчество.
6.    Экспозиция военно – патриотической тематики.
7.    История школы.
Музей имеет  905 экспонатов, из них основные – 760, вспомогательные – 145.
Основной фонд представляют: фотографии, вещи, археологические находки: бивни мамонта, кости бизона и др., старинные монеты, предметы быта, национальная одежда, предметы интерьера крестьянской избушки, письма, удостоверения, медали, альбомы и.т.п. В 2011 году музей приобрел такие ценные для нас экспонаты, как: патефон, чулпы, монеты, письма и фотографии военных лет. Фотографии и письма с фронта очень помогли организовать выставку ко дню Победы и стали частью материала при создании исследовательских работ. Монетами и старинными чулпами очень интересуются школьники младших классов. Они с большим интересом разглядывают такие экспонаты. 
    Музейный фонд имеет необходимую учетную документацию. Сохранность экспонатов обеспечена должным образом. Все музейные предметы регистрируются в инвентарных книгах учета основного и вспомогательного фонда. Ответственность за сохранность фондов музея несет директор школы Насибуллин Р.Р.  Музей работает с 8.00 – 16.00 с понедельника по пятницу. 
   Формы работы детей в школьном музее разнообразны: работа с литературой под руководством руководителя музея, проведение лекций, рассказов, проведение торжественных встреч, поисковая работа. Например, выполнялся такой проект: «Моя улица: вчера и сегодня», где исследовались происхождение названия,  в честь кого  названа, история улицы, какие знаменитости жили или проживают  и т.п. 

   Ученики выступают со своей тематикой не только перед своими товарищами, но и перед своими родителями, ветеранами войны и труда, перед учителями района. Принимают участие в конференциях, конкурсах. Проводят обзорные и тематические экскурсии. Например, проведенная экскурсия про историю школы, экскурсия про спортсменов села, экскурсия про учителей, про военных экспонатов и многие другие заняли призовые места на разных конференциях.
   Музей работает в тесном содружестве с разными государственными учреждениями, например, через Хадиева И.Г. Национальной библиотекой много раз музею были переданы данные по происхождению села. Также мы запросили данные при составлении самой древней -13 поколенной родословной. Несколько раз мы обращались в архив города Малмыжа и получили копии ценных для нас документов. Сотрудничество в основном ведется по вопросам древнего прошлого села. 
     В музей обращаются за информацией и сельчане, и выходцы села, а также те, у которых корни происходят из нашего села, кто-то разыскивает своего деда, кто-то родственника. Например, мы составили родословную Фоата Яхина - внука Габдульбара Яхина, репрессированного муллы села. Ясно, в те годы никто не рассказывал о своем прошлом, поэтому дети не знали о своем деде, отце. Мы нашли ниточки, составили родословную.  Фоат Яхин, проживавщий в Казани ветеран, очень обрадовался, и мы были довольны, что сделали доброе дело.
    Поинтересовался своим дедом внук Габдульбара Мазитова, тоже муллы села. Внук не знал даже фамилии своего деда. С помощью хранившихся архивных документов, музей нашел фамилию, историю рода и передал ему сведения о деде. Обрадовавшись, он передал на память музею книгу. 
    Очень много запросов музей получил про историю деревни, школы и всем оказали помощь.
    В музее организуются тематические выставки, также музей участвует на выставках и за его пределами. Тематические выставки посвящаются знаменательным датам, например, ко дню Победы,  дню Республики, дню музеев, дню героев, к дням рождений знаменитостей и т.д. Организовал выставку на  районном  семинаре заместителей директоров по воспитательной работе и др. А за пределами в последний год наибольшие выставки, где наш музей участвовал, были следующие:
1.    Выставка в рамках республиканской конференции, посвященной 80-летию Кукморского района и системе образования Кукморского района;
2.    Выставка в республиканской конференции, посвященной 90-летию туризма;
3.    Выставка в рамках республиканского августовского совещания педагогов РТ в Кукморском районе и др.
    Таким образом, музей участвует на районных и республиканских мероприятиях. А в самом музее прошла региональная Краведческая научно-практическая конференция “История моей семьи”. Присутствовали и выступили на конференции учащиеся даже из Кировской области.
В музее проходят мероприятия, посвященные истории, этнографии и культуре села. В них участвуют и учащиеся, и родители. Например, прошел вечер “Туган авылым Мәмәшир”, с родителями прошло мероприятие “Мин һәм минем гаиләм”. Также проводились такие мероприятия:
•    Классный час «Гаилэ туграсы»;
•    Классный час «Батырлар безнең арада»;
•    Классный час «Гаилә шәҗәрәсе»;
•    Классный час «Гаилә тамгасы»;
•    Встреча с поэтессой Р.Рахман;
•    Встреча с родственниками Г.Яхина-репрессированного муллы села;
•    Встреча с ветераном ВОВ – журналистом Н.Самигуллиным;
•    Мероприятие «Возрождение. Яңарыш»;
•    Мероприятие «ТАССР-90 лет»; 
•    Классный час «Халкым бәйрәмнәре»;
•    Классный час «Тәмле тәрбия сәгате»;
•    Классный час “Герои Советского Союза нашего края”;
•    Воспитательный час «Дети войны»;
•    Мероприятие «Ветераны тыла»
В музее прошли экскурсии, такие, как: 
•     «Батырларны эзләмәгез күктән»;
•    «Авылымның мәшһүр кешеләре»;
•    «Мәдәният һәм көнкүреш.Авылның этнографиясе»;
•    «Казан - башкала»;
•    «Малмыж-уездный город»;
•    «Музеи школ нашего района»;
•    «Предприятия нашего района»;
•    «Парк Победы района»;
•    «Краеведческий музей Кукморского района»;
•    «Көнкүреш җиһазлары»;
•    «Кояш төсле  укытучым»;
•    «Музейда-сугыш истәлекләре»;
•    «Г.Әхмәтшин-легионер»;
•    «Мәдрәсә-белем учагы»;
•    «Авылның тарихи истәлекләре» и т.п.
Лекции:
•    «Деятельность нашего  музея»;
•    «Батырлар көне»;  
•    «Хәтер көне»;
•    «Репрессия корбаннарын искә алу көне»;
•    «Килешү һәм татулык көне»;
•    «Шартнамә-килештерү чыганагы»;
•    «Генеалогия»;
•    «Авылымнын борынгы чорлары»;
•    «Һич бетмәс бу тарихи бергәлек»;
•    «Тарихи чыганаклардан файдалану».
Уроки:   
•    «Древнейшие племена на территории нашей страны»;
•    «Парламент в России»;
•    «Я-гражданин»;
•    «Где рождаются законы?»;
•    «Природа нашего края»;
•    «Наш край в годы ВОВ»
•    «Версии присхождения деревни» и др.
     Эти и другие мероприятия направлены на ознакомление с музеем, с экспонатами, с историей и этнографией села, края.
     Имея сходство с государственными музеями, школьный музей имеет специфические особенности и задачи. Во-первых, школьный музей имеет учебно-педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителей и учащихся, музей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе. В нем все предназначено для учащихся и в основном создано их руками под руководством руководителя музея. Экспонаты в школьном музее – это и наглядные пособия для уроков. Экспозиция в учебном музее строится так, чтобы удобно было проводить занятия с учащимися.  Экспонаты используются как наглядный материал, например, на уроках географии – бивни мамонта, бизона, окаменелое дерево, карты, фотографии местности разных веков, на уроках технологии – изделия народного рукоделия, предметы быта, на уроках рисования – все предметы, на уроках истории – все экспонаты как живые наглядные примеры. На уроках биологии можно показать части скелетов мамонта и бизона, на уроках литературы- старинные рукописные книги и др.Также экспонатами пользуются  во время проведения различных воспитательных мероприятий, открытых уроков и т.д.  Например, на конкурс театральных постановок музей предоставил одежду тех лет: лапти, рубашку, самовары и т.п. 
     С материалами музея работают как учителя, так и учащиеся. Во время подготовки к уроку знакомятся или еще раз просматривают имеющиеся в музее материалы по истории края. При этом  определяют: использовать ли материалы на уроке или провести урок в музее; какой материал используют во время рассказа, а с каким материалом учащиеся знакомятся сами, самостоятельно, готовясь к уроку-беседе или работая над рефератом.
     Музей поддерживает связи с другими музеями, переписывается со школьными музеями, с научными работниками институтов, с учеными, с редакцией Книги Памяти, с ветеранами, с советом ветеранов. Имеется Книга по переписке.

Самые древние экспонаты

Старинные предметы

Рукописи хранят память

Макет сельского двора

Свидетели войны

Школьный уголок

Самовар сам варит

Экспонаты времен войны

Экспонаты времен войны

Национальное рукоделие

Тел.: +7 (843) 64 36-6-12        Пн.-пт. с 9-00 до 16-00

Адрес: РТ, Кукморский р. с.Мамашир, Равиля Нигматуллина улица, д.14