Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Интерьер Крестьянской избушки

               В музее имеется уголок интерьера жилища и двора крестьян. В татарских сельских жилищах отмечалась тесная связь планировочной схемы интерьера, местоположения печи с функциональным разделением жилой площади, особенностями размещения предметов обстановки. Еще о время закладки сруба принимались во внимание такие факторы, как ориентация улицы по сторонам света, место усадьбы в порядке ее застройки, характер соотношения с планом соседних дворов и др. По мере возможности стремились ориентировать жилище окнами на юг, а глухой стеной с печью – в противоположную сторону, к чужому участку.
В этом отношении показательна получившая массовое распространение четырехстенная изба. Пространство, ограниченное печью и торцовой стеной напротив устья печи, прежде отводилось под кухонную, женскую половину почмак. Здесь перед окном помещали нары, на стены навешивали полки, шкафчики, перекладины для хранения посуды. В запечье у входной стены в жилище казанских татар устраивалась вешалка для верхнего платья; часто тут же и умывались. 
В соответствии с общетюркскими традициями оформления внутреннего пространства жилищ средствами матерчатого декора способ отделения женской половины – кухни – в татарских жилищах скорее всего восходит к древней татарской занавеси чаршау. Ее функциональное значение поддерживалось, видимо, религиозным исламским обычаем прятания женщин. Взамен старинных занавесей перегородка появилась в татарском жилище примерно во второй половине XIX в. 
Мужская половина считалась таковой отчасти в силу гостевой функции, а также потому, что в ней находилось почетное место и место хозяина в середине нар. Здесь выделялось пространство для отдыха, накрывался семейный стол и проводились многие домашние работы: ставили ткацкий стан, на нарах женщины изготовляли основу ткани, сучили нити, пряли, катали войлок, а мужчины занимались портняжным, шорным ремеслом, плетением лаптей и т.п.
В пространстве относительно небольшой жилой четырехстенной избы существовали и другие предметы обстановки, предназначенные для хранения вещей, одежды, продуктов и т.д. Некоторые из них, прежде всего полати, длинные массивные полки, тоже выполнялись во встроенной технике, т.е. рубались в бревна стен. Их устраивали над дверью в сравнительно высоких (более 2 м) избах между печью и боковой стеной. 
Второй вид неподвижной навесной обстановки – полки в виде толстого и широкого (25-30 см) бруса или доски, тянущихся от печного столба к передней стене. Длинные полки из шестов, планок крепились вдоль передней и боковой стен и служили для развешивания нарядных тканей, одежды, молитвенных ковриков. Дополнительное своеобразие интерьеру придавали находившиеся в кухонной половине открытые и закрытые шкафчики с двустворчатыми дверцами, предназначенные для хранения столовой посуды; разных размеров ящички с прибитой спереди решеткой из реек, за которые ставили ребром тарелки и миски; развешанные по стенам ковши, решета, корытца. 
Часто встречающимся навесным предметом интерьера избы татарских крестьян была зыбка-колыбель бишек. 
В конце XIX – начале XX в. в интерьере крестьянских жилищ появились новые, нетрадиционные предметы навесной обстановки – часы, зеркала и т.д. Зеркала использовались не только в качестве предмета обихода, но и как элемент декоративного оформления интерьера, показатель достатка семьи. 
Следующий подвесной атрибут интерьера татарских сельских жилищ являлся яркой национальной особенностью, причем характерной только для мусульман. Это популярный и повсеместно почитаемый шамаиль, представлявший собой написанный на стекле ил бумаге и вставленный в раму текст из Корана с пожеланиями мира и благополучия семье. Характерной деталью интерьера татарского жилища были цветы на подоконниках.

В традиционном интерьере татарской сельской избы подвижная мебель (деревянные кровати, столы, стулья, скамьи, сундуки) была немногочисленной. Кровать ставилась в углу у задней стены, порой вместо нар – в кухонной половине избы. Постельные принадлежности помимо своего прямого назначения в убранном состоянии, опрятно и живописно уложенные на видных местах горкой, служили и для украшения избы. Эта древняя традиция восходит к кочевому жилищу. 
Простыни в татарском быту появились довольно рано. Их шили из нескольких полотен белого или полосатого тонкого домашнего холста, из однотонной фабричной хлопчатобумажной материи либо из бязи. Декоративные простыни не использовались для сна. Они были нередко цветными, а подзор – из дорогой ткани, украшенной богатой вышивкой. Такие простыни применялись только в домах, где имелись кровати, и постилались лишь днем, причем подзор спускался до пола, высовываясь из-под одеяла или ковра, которым была накрыта постель. В богатых домах нередко спальные места застилались персидскими, среднеазиатскими коврами. Традиция использовать ковры укоренилась еще с XIII в. 
Обычно имелся один стол в чистой половине, первоначально служивший не столько для трапезы, сколько для показа хорошо начищенного самовара, нарядной посуды. Самыми ранними простейшими видами сидений были отрезок бревна или часть комля с тремя корнями-ножками в форме стула без спинки. Довольно часто в избах малоимущих и средних слоев крестьян имелись короткие, длиной 50-60 см, самодельные скамейки с сиденьем из толстой доски на невысоких (35-40 см) ножках, использовавшиеся при домашних работах. В разряд крестьянской мебели, изготовляемой на заказ сельскими столярами либо купленной на рынке, входила и другая разновидность длинной скамьи со спинкой и подлокотниками, которая ставилась в чистой половине избы вдоль перегородки, печи или боковой стены.
Характерным предметом обстановки жилища у всех групп татар являлись сундуки. По обычаю они составляли непременную часть приданого невесты. Красиво оформленные сундуки были предметом особой гордости женщин. Помимо основного назначения – хранения запасов одежды, тканей и других ценных вещей – сундуки в качестве нарядной мебели в сочетании с живописно уложенными на них постельными принадлежностями заметно оживляли интерьер. В белых избах богатых татар северных районов Заказанья сундуков могло быть несколько, причем иногда их ставили друг на друга. 
В интерьере жилищ зажиточных семей, знакомых с городской жизнью, нередко встречался еще один вид кустарной мебели – высокий шкаф, в котором совмещались комод и буфет. Таким образом, в конце XIX - начале XX в. среди напольной подвижной обстановки татарских сельских жилищ бытовали предметы мебели, различающиеся по времени появления, качеству изготовления, социальной значимости и престижности. 

Предметы быта - это то, что нас окружает в быту. Они нужны нам для облегчения повседневной  жизни.  Еще в древности люди, приспосабливаясь к местности проживания, делали себе орудия труда и охоты, и они помогали им выживать в суровых природных условиях. 
 Первая группа - кухонная утварь, т.е. предметы быта, предназначенные для приготовления пищи на кухне. Например, деревянная кадушка для замешивания теста. Квашня была для хозяек не просто предметом, а живым существом. Каждая хозяйка мечтала о ней, потому что тесто, сделанное в дубовой квашне, было более  подвижным  и лёгким. Деревянная квашня  имеет множество достоинств,  главное из которых – низкая теплопроводность стенок. Благодаря ей  тесто сохраняет постоянную температуру, способствующему более быстрому и равномерному разрыхлению. 
    Ещё одна самая незаменимая вещь в быту – это самовар. Он используется для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Но позже появились другие виды самоваров: электрические, керосиновые.    Конструкция самовара довольно сложна: внутри  расположена жаровня в виде трубы - "кувшин". Внизу под "кувшином" для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжен наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две "шишки"-хватки и паровички - это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара. Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. "Кувшин" (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. 
  А корыто – это открытая продолговатая емкость, которая  использовалась по-разному: для сбора урожая яблок, капусты, для заготовки солений. А маленькие корытца применялась для приготовления пищи, резки и рубки продуктов. Изначально корыто изготавливалось из дерева, а позже,  в начале 19 века начали делать металлические.  Форма их не менялась на протяжении веков, всегда была такая, как и сейчас – вытянутая в отличие от тазов и мисок, предназначение которых очень схоже, но форма круглая. А размеры были разные: достигавших 2 метров в длину при ширине около 40-50 см, до самых малых, имевших длину 30-40 см  и ширину 15-20 см.  
    Крынка, кувшин – керамическая посуда: крынка – глиняная утварь для подачи на стол молока и молочных продуктов. Крынки изготавливали из гончарных глин, покрывали изнутри и снаружи глазурью.  Кувшин – керамический сосуд, для подачи на стол напитков. Он имел грушевидную или округлую форму, плавно переходящую в высокое горло. Некоторые кувшины были с небольшим носиком и изогнутой ручкой.  
    Чугун – крупный  сосуд для тушения или варки в печи. Форма чугуна бывает зауженная к низу, расширяющаяся к верхней части и снова сужающаяся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента – ухвата. Объём чугуна бывает до 9 литров. Несмотря на древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в  самом конце 19 – начале 20 веков.  Ухват – приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата – рогач. Иногда  ухват мог примеряться и в качестве оружия. Например, во временах войны, когда в селе остались только женщины и дети, они держали наготове ухваты, намереваясь этим защищаться от врага.
   Калга - это самодельная деревянная чашечка, не точеная, а вытесанная грубо топором. У нас в музее есть и большая, средняя и маленькая.  
   Маслобойка  предназначена для приготовления масла или сметаны путем толкания или ударения. Это обычно высокий, суженый кверху бочонок, а сквозь отверстия в крышке проходит толкач, снабженный на нижнем конце дырявым диском.           
   Ночевка – это деревянное мелкое корыто из осины или липы с незначительным углублением, на которую просеивают муку. Мука в ней оставалась сухой и теплой, готовой к употреблению при заготовке теста.  Раньше ведь хлеб не покупали в магазине, а пекли дома в печи. Поэтому ночевка никогда не лежала без действия.      
  Керосинка – это бытовой нагревательный прибор для приготовления и разогревания пищи на открытом огне, работающий на керосине, по принципу действия похож на работу керосиновой лампы.   При некоторых моделях керосинок конфорки делаются раскладными, что позволяет одновременно установить две кастрюли. 
   Вторая группа-это предметы быта, использовавшиеся дома и в хозяйстве: фонари, корыта, ступа и т.п. 
  Деревянные фонари -  в отличие от керосиновых ламп и металлических фонарей, имели более широкое распространение по деревням. Любой крестьянин в свободные зимние вечера мог сделать 3-4 фонаря для хозяйства. Остекленная лампа помогала при ветреной и дождливой погоде уверенно ходить по хозяйству.
   Керосиновая лампа – это светильник на основе сгорания керосина. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло – для обеспечения тяги, также для защиты пламени от ветра .    Ступа – это крестьянская утварь для изготовления круп и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола бёрезы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Их высота достигала 80 см, глубина – 50 см, диаметр – 40 см.   
   А вот предметы для глажения одежды: валик, рубель, утюг. Валик для смягчения белья – деревянное устройство, предназначенное для подготовки чистого белья к глажению. Рубель – предмет домашнего быта, которую в старину женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубец представлял собой пластину из дерева твердых пород с ручкой на одном конце. Одну сторону пластины нарезали поперечными углублёнными рубцами, а на другую оставляли гладкой или украшали красивой резьбой. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании. По форме он несколько напоминает валек, но почти вдвое длиннее и нижняя плоскость его имеет ребристую поверхность.                       
    Углевые утюги - тяжелые бытовые предметы, которые были назначены для разглаживания складок и заминок на одежде.  Они походили на небольшие печки: внутрь закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, нужно было размахивать утюгом из стороны в сторону, а утюги были довольно тяжелые, поэтому глажка превращалась в силовое упражнение. Углевой утюг считался роскошью, имелся только у зажиточных семей. 
   Когда же появился утюг и как он выглядел? Чем  его нагревали, и из чего он был сделан?  Итак, первое упоминание о металлическом утюге встречается в книге записей расходов монаршей особы в 1636 году. Речь идет о некоем кузнеце Иване Трофимове, которому было выдано пять алтын для покупки железного утюга в царскую палату. Хотя, скорее всего, утюги на Руси появились значительно раньше и представляли собой плоские, тяжелые камни, которыми придавливали одежду, тем самым, выравнивая ее.  
   Однако на сегодняшний день в коллекцию музея входят углевые утюги, сделанные из чугуна, бронзы и алюминия: как заводские, так и  ручной работы. Углевые утюги разогревали раскаленными березовыми углями, в силу чего они обладали двойным дном, позволяющим очищать их от золы. Подошва этих утюгов нагревалась быстро и равномерно.
   Жернова. Поверхность жёрнова разделена глубокими желобами, называемыми бороздами, на отдельные плоские участки, называемые мелющими поверхностями. От борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки, называемые оперением. Борозды и плоские поверхности распределяются в виде повторяющегося рисунка, называемого гармошкой. У типичного мукомольного жёрнова имеется шесть, восемь или десять таких гармошек. Система желобов и желобков, во-первых, образует режущую кромку, а во-вторых, обеспечивает постепенное ссыпание готовой муки из-под жерновов. При постоянном использовании жернова требуют своевременного подтачивания, то есть подравнивание краёв всех желобов для поддерживания остроты режущей кромки. Рельефный рисунок повторяется на каждом из двух жерновов, таким образом обеспечивая эффект «ножниц» при размалывании зёрен. Правильное взаимное расположение камней критически важно для обеспечения помола муки высокого качества.
     Третья группа предметов-предметы ремесленнические, т.е. предназначенные для занятия ремеслом  и промыслом.  Например, прялка  - это также предмет народного быта, на котором пряли нитки.  В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. (На него садилась пряха) Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. У кого не было прялки, те пряли вручную с помощью деревянного стояка, на которого прикрепляли шерсть.  Для этого было сделано веретено. Это - деревянная палочка, оттянутая в отверстие к верхнему концу и утолщенная к нижней трети.  Веретено, а также прялка, связанные с прядением или шитьём, являются символом жизни  и непрерывности времени.
      Корзина - это народное изделие из бересты или камыша.  Она бывает сплетённая из прутьев, из стеблей, соломы, коры, кореньев  и прочего. Они отличаются от коробок развалистым верхом, и бывают без крышек или с плоскими крышками.

Тел.: +7 (843) 64 36-6-12        Пн.-пт. с 9-00 до 16-00

Адрес: РТ, Кукморский р. с.Мамашир, Равиля Нигматуллина улица, д.14