Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
Откуда произошла деревня?
В 1929 году в деревне был пожар и все летописи, веденные духовенством, сгорели. Но остались люди, которые прочитали эти летописи и запомнили. Итак, первая версия: раньше место нашей деревни было покрыто тёмными лесами. В годы завоевания Казани сюда пришёл и основался человек по имени Томакай, обвинявшийся в конокрадстве, но сбежавший вместе с семьей. Через реки Идель, Чулман, Нократ, из земель древнего Булгара и переселяется сюда ещё один человек. Настоящее его имя неизвестно, но звали его Булгар бабай. Поляна, где он основался, была недалеко от места жительства Томакая. А на другой берег реки основался со своей семьёй Мохэммэтшэриф. 
Так была заложена основа деревне Мамашир. Мохэммэтшэриф оказался умнее, проницательнее  других, поэтому через несколько лет деревня именуется его именем. Это распространённое имя того времени. Прошли годы, имя Мохэммэтшэриф, сокращаясь и приспосабливаясь, превращается в название «Мамашир». 
  Известный топонимист – ученый, профессор Казанского государственного университета Г.Саттаров в своей работе излагает следующую  версию насчёт этимологии, что название деревни произошло от варианта, пережившего фонетические изменения от имени Мохэммэтшэриф в Мамашир. К имени Мохэммэт присоединено  окончание Шир – арыслан (лев) и означает «Мохэммэт арысланы». Впоследствии, считает Саттаров, произошли слова Мамадшир, Мэмэшир в диалектальном варианте.
 Среди татар распространены арабо-персидские имена, связанные с Исламом. Мохэммэтшэриф – один из них. Мохэммэт – (пророк) + Шариф (уважаемый, святой, милосердный), значит, святой пророк.  
  Это была единственная версия происхождения деревни. Но  в ходе исследования столкнулись с работой М.Г.Худякова, известного историковеда. Вот что пишет Худяков в своей работе «Материалы по истории татар Малмыжского уезда»: «Что касается черемисского народа, то географические названия дают нам понять важное значение для черемис перед русским завоеванием имена татарской культуры. Черемисы входили в состав Казанского ханства, и целый ряд источников свидетельствуют нам о постепенном подчинении их мусульманской культуре. Мы видим среди черемисских князьков и баев преобладание татарских имён, например, Балтуш, Тактуш, Иш, Дер. – иш, Мамаш – ир, Алты – бай, Ян – Гильди, Янгуш, Ян – Табай, Ак – Бай, Ак – Батур и т.п."  Из этого следует, что название нашей деревни, может быть, произошло от имени черемисского князя или бая Мамаш – ир.
  О следах пребывания марийцев на территории нашего края говорят легенды и предания, сохранившиеся в памяти народа, о чём писали ещё до революции И.А.Износков, Н, А, Спасский, Д.Н.Корсаков, И.Н.Смирнов, а также современные исследователи А.Х.Халиков, Г.А.Сепеев, В.К.Кельмаков, И.Г.Мухаметшин и другие. 
Что касается названия Мамашира, то по материалам переписи марийцев Уфимского уезда, в деревне Савуксо на речке Сувксы  среди марийцев упоминается имя  Бамаш. Очень может быть, что название Мамашира произошло от аналогичного марийского имени. 
 Вот ещё одно предположение по этому поводу: формант - ма в названии Мамашир можно отнести к финно-угорскому слову ма «земля».
 Ещё о проживании марийцев на территории нашего края свидетельствует наличие древних черемисских киреметей.       
 А по воспоминаниям других людей, старожилов Мамашира, по другой легенде, деревню основали три человека. Они все приехали из древнего Булгарского государства и основались на левой стороне Вятки. Русские и сейчас называют эти места «Булгары». Потом, видимо, из-за наводнения, переселились на нынешнее место расположения деревни. Несколько позже к ним присоединилась ещё одна семья.
Есть ещё одна версия: житель деревни Тан, некогда переселявшейся из Мамашира, Ахмадулла Габидуллин утверждает, что Мамашир основан ещё в 13-14вв. несколькими семьями, приплывшими   через Вятку и Бурец. Он считает, что название произошло от имени Мэмэт Шакир – Мэмэшир.
Приведенные ниже строки из очерков историковеда Сабирзянова Г.С. , как нам кажется, близки к точке зрения Габидуллина: в 13 веке, после завоевания Волжской Булгарии монголами «…наибольшему опустошению подверглись центральные районы. В 30-40-е годы они бежали на правобережье Волги, часть из них ушла в Закамье, на север- в Удмуртию. Сгоняя и удаляя булгар из центральных районов Волго-Камья, монголы на эти земли переселяли кипчаков…
В 1361 году в устье реки Чепцы (приток Вятки), на территории современной Кировской области возникло Каринское (Нократское) княжество. Основное его население  тогда составляли переселявшиеся с Волго– Камья булгары…».
Может среди них, и были те «семьи  из Булгар», которые основали Мамашир. 
Аналогичного мнения и Л.Ш.Арсланов. Возникновение финно-угорских топонимов в бассейне реки Вятки происходило, по его взглядам, в пределах XI – XIII вв. – до появления булгаро – татарского населения в этом регионе. С его появлением после разгрома Булгар монголами удмурты и марийцы были вынуждены двигаться в восточные районы Камско-Вятского междуречья, оставив в память о пребывании в Мамадышском, Кукморском и др. районах Татарстана … ойконимы и гидронимы удмуртского, марийского и частично угорского происхождения.   
 Также в школьном музее этнографии хранятся самые древние по возрасту интересные экспонаты. Это бивни и часть позвоночной кости мамонта. Бивни были найдены в отдельности в разное время на берегу  реки Бурец.

Мамашир на картах 19-начала 20 в.

Тел.: +7 (843) 64 36-6-12        Пн.-пт. с 9-00 до 16-00

Адрес: РТ, Кукморский р. с.Мамашир, Равиля Нигматуллина улица, д.14