Организация военно-патриотической работы в музее
Система деятельности музея, основанная на принципах военно - патриотического воспитания, включает в себя:
• взаимодействие с Советом ветеранов района и села;
• музейное пространство в школе: создание экспозиции и обновление;
• поисково-исследовательская деятельность военно-патриотического направления
• участие в проектах, в том числе по созданию новых образовательных программ, учебников, социально-значимых инициативах, военно-патриотических акциях;
• проведение мероприятий в музее: экскурсий, праздников и конкурсов, лекций, конференций, классных часов на военно-патриотическую тему;
• встречи с ветеранами войны и тыла;
• экскурсии по местам боевой памяти и славы;
• выпуск газеты «Туган як-Родной край»;
• создание электронной Книги Памяти «Хэтер - Память»
Взаимодействие с Советом ветеранов района и села
Музей ведет активную совместную работу с советом ветеранов. Изучает боевой путь ветеранов войны, собирает экспонаты-письма с фронта, медали. Учащимися выполнялись такие проектные работы, как «Рожденные в годы войны», «Они вернулись с Победой», «Безмолвные свидетели войны».
Как метод активизации познавательной деятельности учащихся музей использует метод исторического интервью. Например, учащиеся брали интервью у очевидцев тех времен на тему: «Как я помню первый день войны?».
Особым успехом пользовались первые пробы интервью на аудиокассетах. Например, учащиеся брали интервью у ветеранов войны, записали на аудиокассеты. Теперь эти кассеты обновлены, записаны на диски и их используют на мероприятиях и на уроках в рамках темы «Великая Отечественная война».
Музей собрал имена участников войны, вернувшихся с фронта живыми. Проводилась очень кропотливая работа, потому что такого списка-документа раньше не было. В итоге у нас получилось на 60 имен-участников больше, чем было известно до этого. И вот результат – в республике вышла Книга Памяти «Они вернулись с Победой». Но наш музей опередил их - мы уже сразу после сбора материалов, создали альбом, свою Книгу Памяти, ведь в той, государственной Книге Памяти нет фотографий, полных сведений о ветеранах.
Музей переписывается с ветеранами, например, инвалидом-ветераном, журналистом ВОВ Самигуллиным Наумиром Абдулловичем, уроженцем Мамашира, ныне проживавшем в Зеленодольске, переписывался с ветераном Яхиным Фоатом Габдульбаровичем, который проживал в Казани.
Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война, небывалая по своим масштабам, массовому героизму на полях сражений, лишениям, самоотверженному труду в тылу, и невыразимому трагизму.
Далеко в прошлое уходят многие судьбоносные исторические события. То, что пришлось пережить нашей Родине в 1941-1945 годах, должно на века остаться в памяти народной. Мы с благодарностью вспоминаем славных защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Мы учимся у них стойкости и верности Родине.
В музее нашей есть раздел экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. Название экспозиции: «Односельчане в Великой Отечественной войне». Эта экспозиция посвящена истории села в годы войны, вклад односельчан на фронтах и в тылу, детям войны.
Поисково-исследовательская деятельность военно-патриотического направления
Музей ведет свою исследовательскую деятельность под руководством руководителя музея Насибуллиной Т.Д. Ведется поисково-исследовательская деятельность, посвященная Великой Отечественной войне и ветеранам.
Научно-исследовательские работы, выполненные воспитанниками на военно-патриотическую тему:
• «Страницы летописи села Мамашир»;
• «Детство, украденное войной»;
• «Безмолвные свидетели войны»;
• «Герои среди нас: журналист-ветеран ВОВ Н.Самигуллин»;
• «Наш дядя-Нигматуллин Шарифулла-участник Парада Победы»;
• «Школьный музей-центр патриотического воспитания»;
• «Исторические и природные памятники моего села»;
• «Боевая дорога моего деда»;
• «Рожденные в годы войны»;
• «Они вернулись с Победой» и др.
Исследовательскими работами участвуют в научно-практических конференциях разного масштаба и достигают больших успехов, становятся лауреатами. Например, работы «Наш дядя Нигматуллин Шарифулла – участник Парада Победы», «Безмолвные свидетели войны» участвовали в региональных конкурсах. Также участвовали с фотографиями, фотоколлажами в конкурсах фотографий «Праздник Победы глазами детей». Также участвовали на Всероссийском конкурсе «Новое пространство России» с фильмом о ветеране «Будьте милосердны!» и Насибуллин Динар стал победителем, на конкурсе Нобелевские надежды КНИТУ с работой «Дети войны» участница Зайниева Ландыш стала лауреатом, на конкурсе «Праздник Победы глазами детей» сразу 5 участников заняли первые места, на республиканском конкурсе исследовательских работ учащихся «Время уходит, память остается» 2 участника заняли 2-ые места, на республиканском конкурсе, посвященном поэту Ф.Кариму Насибуллина Диана заняла первое место, на конкурсе презентаций, посвященных 65-летию Победы Насибуллина Диана заняла первое место, музей участвовал на республиканском конкурсе школьных музеев, посвященном 65-летию Великой Победы, на республиканском конкурсе историко-культурных информационных проектов «Служу отечеству» два участника заняли первое и третье места, на республиканском конкурсе сочинений “Патриотизм глазами детей” получили грамоту.
К 70-летию Великой Победы учащимися был создан проект “Мой дед (бабушка)-ветеран”. В рамках проекта каждый класс подготовил мультимедиа-презентацию о своем деде или бабушке. Их объединили в один, таким образом, появился электронный проект. Защитили они свои проекты 8 мая.
Участие в проектах, в том числе по созданию новых образовательных программ, учебников, социально-значимых инициативах, военно-патриотических акциях
Каждый год в рамках акции “Вахта памяти” сажаются деревья в память ветеранам войны. Уже растет посадка из берез и елей, сосен-аллея.
В нашем селе два памятника боевой и трудовой памяти: в центре села и у школы, они под присмотром музея и обучающихся. В течение года они реставрируются, сажаются цветы вокруг них, убирается территория. К 9 мая у памятников проводятся праздники в честь Дня Победы.
Музей старается быть полезным ветеранам войны, тыла и детям войны. Для них организуются экскурсии, ярмарки, кружковые занятия.
1. Участие в разработке программы изучения Кукморского района «История села Мамашир»
2. Вахта Памяти
3 Акция «Георгиевская ленточка»
4. Встреча с советом ветеранов Кукморского района
5. Фестиваль-ярмарка
6. Экскурсии для ветеранов войны и тыла
Проведение мероприятий в музее: экскурсий, праздников и конкурсов, лекций, конференций, классных часов на военно-патриотическую тему
Имея сходство с государственными музеями, школьный музей имеет специфические особенности и задачи. Во-первых, школьный музей имеет учебно-педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителей и учащихся, музей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе. В нем все предназначено для учащихся и в основном создано их руками под руководством руководителя музея. Экспонаты в школьном музее – это и наглядные пособия для уроков. Экспозиция в учебном музее строится так, чтобы удобно было проводить занятия с учащимися.
Музей организует встречи с ветеранами войны и ветеранами тыла. Например, организовалась встреча с родственниками Г.Яхина-репрессированного муллы села, деда ветерана войны Фоата Яхина. Также мы ездили на встречу в Зеленодольск с ветераном ВОВ – журналистом Наумиром Самигуллиным.
Каждый год поздравляем ветеранов 23 февраля, 9 мая. Помогаем им в хозяйстве. Дети подготовили концертные номера, поздравили их и вручили подарки. Ветераны очень обрадовались.
В день Праздника Победы они посещают школьный музей, где экспозиции напоминают им о тех военных лет, односельчан, павших на войне за Родину. Из ветеранов в текущем году у нас осталось только двое: Самигуллин Наумир и Муратов Габдулхай.
С обучающимися организуются экскурсии по боевым местам, памятникам Великой Отечественной войне. Например, посетили мемориалы, музеи в таких городах, как Набережные челны, Елабуга, Казань, Малмыж Кировской области (в ист.музей города), Мамадыш, музей-заповедник Билярск и в соседние села.
Музей собрал имена участников войны, вернувшихся с фронта живыми. Проводилась очень кропотливая работа, потому что такого списка-документа раньше не было. В итоге у нас получилось на 60 имен-участников больше, чем было известно до этого. И вот результат – по республике увидела свет Книга Памяти «Они вернулись с Победой». Но наш музей опередил их - уже сразу после сбора материалов, создал альбом, свою Книгу Памяти, ведь в той, государственной, нет фотографий, полных сведений о ветеранах. В итоге в нашей Книге нашли свое место 220 ветеранов. Но решили создать электронную версию. В ней, кроме данных о ветеранах, еще прикреплены видео и аудиоматериалы, с кем успели записать интервью.
Война уходит все дальше, и мы забываем о ней. Стираются впечатления о роли нашего Отечества, забываются имена героев, в честь которых названы улицы нашего района, улицы, на которых живут наши дети.
И школьные музеи всегда будут хранить эту информацию и напоминать нам, что забыть это НЕЛЬЗЯ!
Передвижная выставка о ВОВ.
Передвижная выставка о ВОВ.
На конференции
Встреча с ветераном
Встреча с ветераном
Встреча с ветеранами тыла
Ветеран Н.Самигуллин
Тел.: +7 (843) 64 36-6-12 Пн.-пт. с 9-00 до 16-00